Развитие ребенка в три месяца: что он должен уметь?

Содержание

Следим за развитием малыша — что должен уметь ребенок в 3 месяца?

Развитие ребенка в три месяца: что он должен уметь?

Младенец быстро растет и развивается. Вот ему уже три месяца. Ребенок все еще большую часть времени спит, но во время его бодрствования родители замечают, как много новых умений появляется у крохи, он начинает активно интересоваться окружающим миром. Что должен уметь делать ребенок в этом возрасте и не отстает ли он в развитии, интересует каждого заботливого родителя.

Физиологическое развитие

Трехмесячный малыш значительно отличается от новорожденного. У малыша округлились щечки, появились складочки на руках и ногах.

Ребенок в три месяца уверенно держит головку в вертикальном положении, поднимается на предплечья из положения «лежа на животе». Некоторые дети уже могут переворачиваться со спины на животик. Проходит повышенный тонус мышц. Появляются более скоординированные движения. Малыш может схватить игрушку, поднести к лицу, берет пальцы в рот, изучает свое тело.

Проходят некоторые рефлексы новорожденного, но не все. Рефлекс ползанья и сосания еще сильно выражены.
Система пищеварения продолжает развиваться: увеличивается объем желудка, ребенок больше кушает.

Вес и рост

Вес и рост ребенка в 3 месяца зависит от его веса и роста при рождении. Если новорожденный малыш в среднем весит 3,0-3,9 кг, то в три месяца его вес составит от 5,2 до 6,2 кг. Мальчики обычно весят немного больше, чем девочки.

В среднем девочки на третьем месяце набирают 700-800 грамм, мальчики 800-900 г. Всего за три месяца средняя прибавка в весе составляет 2200 г (600+800+800).

Средний рост ребенка в три месяца составляет 58- 62 см. Прибавка за третий месяц – 2,5 см, всего с рождения – 8,5 см.

Окружность головы малыша увеличивается на 1 см, а грудной клетки – на 1,5 см.

Таким образом, окружность головы по-прежнему немного больше.

Средние значения показателей физиологического развития малыша довольно условные величины и зависят от разных факторов: питание, наследственность, заболевания ребенка и прочие.

Кормление

Основным питание в три месяца остаются материнское молоко или адаптированная смесь. Конечно, грудное вскармливание более предпочтительно. В этом возрасте не нужно вводить никакой прикорм или допаивать малыша водой. Допаивание возможно только в сильную жару или при обезвоживании ребенка.

Если ребенок ест по часам, то оптимально шестиразовый режим кормления через каждые 3,5 часа. За одно кормление ребенок съедает около 150 мл смеси или молока.
Как правило, к этому возрасту лактация у кормящей матери уже установилась. Но бывают ситуации, когда молока прибывает недостаточно.

Например, если мать испытывает стрессы, неправильно питается, сильно устает. Для увеличения лактации необходимо отрегулировать режим дня кормящей мамы и ее питание. Стоит исключить вредную пищу, добавить в рацион молочные продукты, животный белок, чай, морсы, компоты.

Можно принимать отвары трав для увеличения лактации.

Еще один хороший способ увеличить количество молока – чаще прикладывать малыша к груди, не делать больших перерывов. Если не удается наладить лактацию и обеспечить достаточное количество молока, малыш недостаточно прибавляет в весе, то необходимо проконсультироваться со специалистом по поводу докармливания ребенка.

Теперь ваш малыш все чаще будет проявлять свои эмоции

Режим

В 3 месяца у ребенка уже установился свой определенный режим. Младенец просыпается приблизительно в одно и то же время, кушает через определенные промежутки времени, больше бодрствует. Тем не менее, основную часть суток малыш все-таки спит – примерно 16 часов. Основное время ночью 8-10 часов, и несколько раз днем по 1-2 часа.

Рекомендуется минимум два раза в день выносить ребенка на улицу. Можно совместить прогулку со сном, на свежем воздухе сон более крепкий. В теплое время можно проводиться с ребенком на воздухе несколько часов подряд. Не стоит выносить малыша только в сильный мороз, когда температура ниже -10 градусов.

Уход

  • Ребенок нуждается в каждодневных гигиенических процедурах.Утро лучше начать с умывания. Протираем лицо младенца тампоном, смоченным теплой водой. Протирая глазки, нужно менять тампон для каждого глаза.
  • Почистите аккуратно ушки малыша с помощью ватных жгутиков.
  • Носик тоже необходимо почистить смоченным ватным жгутиком.
  • Осматривайте ногти младенца, при необходимости остригите их, чтобы кроха не поцарапал себя.
  • Чистить нос и ушки каждый день не обязательно. Это необходимо делать по мере необходимости. Лучше выполнять эти действия после купания. Стричь ногти также можно после купания, когда ногтевая пластина более мягкая.
  • Обязательно нужно подмывать ребенка под проточной теплой водой после опорожнения кишечника и после того, как он пописает несколько раз. После каждого мочеиспускания мыть не нужно.
  • Нужно ежедневно купать малыша. Процедуру лучше проводить до кормления перед ночным сном. Температура воды 36-37 градусов. Применять косметические средства при купании каждый день не рекомендуется. Мыло лучше использовать 1-2 раза в неделю.
  • Можно начинать закалять ребенка. Устраивать малышу воздушные ванны (постепенно повышая время до 10 минут).
  • Можно делать ребенку массаж. Легкие поглаживания и постукивание мышц ручек, ножек, спинки. Это поможет нормализовать тонус мышц крохи, укрепит физическую форму ребенка. Достаточно 5-10 минут.

Лучше делать это до приема пищи.

Психологические изменения

Малыш трех месяцев продолжает активно развиваться психоэмоционально. Он умеет улыбаться, начинает гулить, реагирует на звуки. Что должен уметь делать малыш в 3 месяца? К концу третьего месяца малыш овладевает такими умениями:

  • Начинает узнавать маму и близких людей;
  • Умеет выражать свои эмоции криком;
  • Начинает произносить отдельные звуки;
  • Улыбается при положительных эмоциях, видя улыбки близких людей;
  • Старается обратить внимание родителей звуками, пытается «говорить»;
  • Поворачивает голову на звук;
  • Скучает в одиночестве, требует внимания;
  • Следит за движущимися игрушками, обращает внимание на яркие однотонные предметы;
  • Рассматривает свои ручки, интересуется своим телом, изучает его ручками;
  • Хорошо удерживает головку в вертикальном положении или приподнимаясь на ручках лежа на животе;
  • Пытается сгибать ножки, поворачивается на бок, а иногда и переворачивается на животик;
  • Пытается ползти лежа на животе, чаще получается назад;
  • Если малыша держать подмышками, то он упирается ножками в твердую поверхность;
  • Сует в ротик пальцы и игрушки, может сосать пеленку, мамину одежду;
  • Любит щупать различные предметы, развивая тактильные ощущения.

Не всегда трехмесячный ребенок обладает всеми этими умениями. Одни дети развиваются быстрее, другие медленнее. Поэтому если кроха пока не научился что-либо делать из этого списка, не нужно переживать.

Больше информации о жизни малыша в этот период — в этом видео:

Как стимулировать развитие, чем можно занять

Известный детский врач Комаровский Е.О. акцентирует внимание, что для ребенка очень важно общение с близкими людьми. Регулярные занятия с малышом помогают стимулировать его к получению новых умений и знаний.

Если мама постоянно беседует со своим ребенком, то он быстрее учится произносить звуки, имитирует речь. Хорошо, чтобы ребенок видел маму, когда она говорит. Он смотрит на движение ее губ и старается их повторять.

Можно комментировать все свои действия. Так малыш быстрее запомнит и поймет слова.
Для стимуляции познавательного развития ребенка 3 месяца можно предпринять такие действия:

    • Использовать подвижные игрушки. Можно для этих целей прибрести специальный детский мобиль.

В нем игрушки крутятся по кругу, играет музыка. Детям очень нравится наблюдать за этим процессом. Можно повесить в зоне досягаемости несколько игрушек или погремушек, чтобы ребенок мог дотянутся и потрогать их ручками, ударить, подергать. Такие занятия хорошо увлекают малыша этого возраста. Главное, чтобы игрушки были безопасны, не имели мелких деталей.

    • Для развития тактильных ощущений можно давать ребенку трогать игрушки из разных на ощупь материалов, или просто куски различной ткани: бархат, вельвет, шелк и другие.
    • Познакомьте кроху с яркими картинками с крупными изображениями людей, предметов, животных.
    • Дети этого возраста любят музыку, интересные звуки.
    • Чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции, можно для него станцевать, спеть, покружиться, посмеяться.

Малыш он чутко улавливает настроение мамы.

Конечно же, для физического развития ребенка понадобятся специальные упражнения.
С малышами в этом возрасте можно поиграть. Подойдут такие игры:

    1. Прятки. Мама прячется за платком или бортиком кровати ненадолго и спрашивает: «Где мама?». Выглядывает и говорит: «А вот мама!». Дети обычно очень радуются появлению мамы.
    2. Стишки и потешки. Рассказывайте крохе разные стишки, сопровождая их действиями.
    3. Поиграйте с малышом в обезьянку. Возьмите его на руки. Расстояние от его лица до лица мамы 20-25 см. Когда ребенок сосредоточился на лице матери, можно начинать. Покажите ему язык и спрячьте. Так несколько раз. Можно широко открывать и закрывать рот, глаза.

Ребенок постепенно старается повторить движения. Подражание поможет малышу в будущем освоить многие умения.

Общение с малышом теперь доставляет еще больше удовольствия

Упражнения с малышом

Для получения видимого эффекта выполнять занятия с младенцем нужно регулярно.

  1. Ребенок лежит на твердой поверхности, на спине. Покажите ему яркую игрушку, расположив ее на расстоянии 20-30 см напротив лица ребенка. Двигайте игрушку поочередно влево и вправо, малыш должен следить за ней. Хорошо сопровождать это упражнение словами, превратив его в игру. Например, показали яркий кубик: «Смотри кубик». Добились фиксированного взгляда малыш, и, двигая кубик говорите: «Где же кубик? А вот кубик!»
  2. Положение то же. Поднесите к стопам ребенка мяч. Ребенок попытается попинать его ногами.
  3. Можно проделать упражнение 1, заменив игрушку колокольчиком. Ребенок будет реагировать на звук, и поворачивать голову в сторону источника звука. Спрашивайте у малыша: «Где звенит?»
  4. Поворачивайте ребенка на бочок. Пусть попробует переворачиваться обратно на спинку или на живот.
  5. Положите малыша на животик. Он опирается на предплечья и поднимает головку. Поставьте перед ним игрушку, чтобы ребенок тянулся за ней. Под стопы малыша поставьте руки. Малыш немного проползет за игрушкой, отталкиваясь стопами ног.
  6. Малыш лежит на спине. Предложите ему указательные пальцы рук, а когда он ухватится, попытайтесь немного приподнять верхнюю часть туловища. Ребенок уже пытается сам поднимать головку.
  7. Поддерживая младенца подмышками, ставим на твердую поверхность. Он крепко упирается стопами ног. Может слегка приседать.

Хорошо упражнения совмещать с небольшим массажем. Это поможет укрепить мышцы ребенка.

Один день малыша

С малышом в возрасте 3 месяца можно интересно проводить время. Просыпаясь, кроха улыбается маме, и ее настроение поднимается. Распорядок дня в этот период выглядит примерно так:

Такой режим дня всего лишь рекомендация. У многих детей сон бывает более короткий и частый. Грудное кормление по требованию также не допускает 3-х часов перерыва. Поэтому каждый регулирует свой распорядок под особенности биоритма своего ребенка.

Возможные проблемы

У ребенка в этот период развития могут возникать такие сложности:

  1. Прибавка в весе недостаточна. Дети прибавляют в весе неравномерно. Особенно зависит от того, какой способ кормления у ребенка. Так малыши на грудном вскармливании набирают вес несколько медленнее. Однако, если прибавка в весе совсем маленькая, то матери стоит пересмотреть организацию лактации. В случае, если малыш голодает, врач посоветует докармливать его. Бывают ситуации, когда ребенок болеет и поэтому недостаточно прибавил в весе. В любом случае следует проконсультироваться с врачом.
  2. Короткий и беспокойный период сна. У малышей в этом возрасте еще недостаточно зрелая нервная система. Это может вызывать ее переутомление и некрепкий непродолжительный сон. Поможет пересмотр режима дня малыша. Длительные прогулки на свежем воздухе.
  3. В три месяца обычно проводят первую прививку АКДС. Вакцина имеет ряд побочных эффектов и может вызывать различные реакции организма: повышение температуры, покраснение, отек, уплотнение в месте укола, потеря аппетита, понос и другие. В большинстве случаев достаточно дать ребенку жаропонижающее и обезболивающее и реакция пройдет за 2-3 дня. Но иногда требуется помощь врача. В это время необходимо особенно внимательно следить за самочувствием крохи.

Если у вас еще остались вопросы об этом периоде жизни малыша, рекомендуем вам посмотреть следующее видео:

Источник: https://umnyash.com/rebenok-do-goda/rost-i-razvitie/3-mesyatsa-rebenku-chto-dolzhen-umet-delat.html

Что должен уметь делать ребенок в три месяца?

Развитие ребенка в три месяца: что он должен уметь?

  • Основные умения
  • Отклонения в развитии
  • Корректировка развития

Специалисты называют 3 месяца переломным моментом в развитии любого малыша. Он уже не кажется таким беспомощным, как раньше, становится более смышленым и любознательным. Однако беспокойные родители постоянно задаются вопросом, нормально ли он развивается.

Для того чтобы это определить, нужно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца. Существуют определенные стандарты, типичные для развития малышей в этом возрасте, и их нужно придерживаться. При этом родителям необходимо помнить о том, что каждый маленький человечек индивидуален, а поэтому может пойти собственным, немного отличающимся путем развития.

В три месяца малыш становится любознательным, стремится познавать окружающий мир

Основные умения

Родители должны быть внимательны к своему малышу и пристально наблюдать за всем новым, что может появиться в его поведении. В 3 месяца он должен научиться выполнять ряд определенных движений, которые будут свидетельствовать о том, что малыш развивается полноценно и в соответствии со своим возрастом.

Познание окружающего мира

Трехмесячный ребенок:

  • активно познает окружающий его мир;
  • координирует некоторые свои действия: поднимает голову из положения лежа, пытается удерживать головку и приподниматься, стараясь опираться на предплечья;
  • крутит головкой в разные стороны, особенно когда его берет кто-то на руки;
  • пытается сконцентрироваться на предмете, который его заинтересовал, пристально его рассматривая.

Познание окружающих людей

Малыш в 3 месяца:

  • внимательно всматривается в разговаривающего с ним человека;
  • вслушивается в его голос;
  • может запомнить голоса родных людей;
  • различает их интонации;
  • осознанно улыбается маме и самым близким людям, находящимся постоянно с ним, — это умение специалисты называют«социальной улыбкой»;
  • умеет управлять собственным криком: в этом возрасте мама может уже различить, когда ее малыш плачет от боли, а когда просто привлекает ее внимание;
  • плачет гораздо реже, чем раньше, и должен длиться в совокупности уже не более часа за сутки;
  • активно гулит, таким необычным способом общаясь с родными людьми: с помощью этих звуков он выражает радость и привлекает внимание своих близких.

Хватательный рефлекс

Кроха в возрасте 3 месяцев:

  • теряет хватательный рефлекс: теперь это движение становится вполне осознанным;
  • все чаще открывает ладошки;
  • ловит и пытается удержать своими маленькими ручками перемещающуюся игрушку;
  • при удачной попытке тянет ее в рот;
  • изучает ручками собственное лицо, трогает глаза и носик, рассматривает с интересом движения своих ручек;
  • владеет собственным телом, так как к этому возрасту тонус мышц понижается;
  • тянется ручками к взрослым;
  • подтягивается, когда его берут на ручки.

Физическая активность ребенка

Малыш в 3 месяца:

  • перекатывается со спинки на животик;
  • охотно отталкивается от бортика кровати или дивана, где он лежит: так что родители начиная с этого возраста своего крохи не должны оставлять малыша одного, чтобы он ненароком не упал с дивана или кровати;
  • если положить у его ног небольшой мячик, он его резво отпихнет.

Зная, что должен уметь делать малыш в 3 месяца, родители смогут отследить основные моменты его физического, умственного, эмоционального развития. Соответственно, какие-то небольшие отклонения от типичной схемы, указанной выше, не будут свидетельствовать о проблемах, но могут указать родителям, над чем следует еще поработать.

Возможно, нужно будет больше заниматься с крохой, а может, даже пройти курс массажа. Но траектория развития — и об этом должны помнить все — у каждого ребенка особая. При этом слишком большие отклонения от типичного набора умений и навыков малышей на 3-м месяце жизни все-таки могут быть следствием каких-то патологий в их развитии.

Если в три месяца ребенок часто плачет и делает это все время с одной и той же интонацией, стоит показать его педиатру

Отклонения в развитии

Несмотря на самую яркую индивидуальность, если ребенок в конце 3-го месяца жизни не обладает большей частью основных умений и навыков, характерных для этого возраста, родителям следует забить тревогу и проверить малыша у специалиста. Нужно насторожиться, если к концу 3-го месяца жизни младенец все еще не умеет:

  • удерживать головку даже на непродолжительное время;
  • реагировать на источник голоса, шума — любого звука извне;
  • тянуться ручкой к яркой игрушке, которая находится перед ним;
  • следить глазками за перемещающимися перед ним предметами;
  • реагировать на улыбку или ласковое обращение к нему взрослого;
  • разглядывать собственные ручки;
  • корректировать свой плач, который продолжает быть долгим, надрывным, а иногда и совершенно бесцельным;
  • играть своими пальчиками.

Если к концу 3-го месяца родители замечают подобные отклонения в развитии своего малыша, они должны обязательно сообщить об этом наблюдающему ребенка педиатру. И, конечно, начать усиленно заниматься с малышом, чтобы помочь ему выровняться в развитии.

Яркие игрушки — «лучшие друзья» трехмесячного малыша, помогающие ему развиваться в процессе игры

Корректировка развития

Зная, что должен уметь кроха в 3 месяца, родители могут корректировать его развитие в соответствии с рекомендуемыми нормами.

Делать это нужно под руководством опытного педиатра, который выявит проблему и подскажет пути ее решения.

В частности, в 3 месяца, если малыш еще не реагирует на родных людей, голоса и игрушки, стоит вовлечь его в новые развивающие занятия, игры, предметы и заниматься с ним ежедневно.

  1. Яркие игрушки развивают зрение и умение ребенка фокусировать взгляд. Купите больше ярких игрушек и перемещайте их перед глазками малыша, чтобы его взгляд ловил их.
  2. Очень полезны в этот период музыкальные игрушки, которые развивают у трехмесячного малыша внимание и слух. Если повесить такую забаву над кроваткой, ребеночек будет стараться схватить ее, что будет полезно для развития и тонуса его мышц.
  3. Предлагайте младенцу предметы, различные по своей фактуре, форме, величине. Если он начнет их трогать, это будет развивать его тактильные ощущения, которые напрямую связаны с развитием детской речи.
  4. Нужно заставлять малыша ползать. Поставить красивую, яркую игрушки впереди него, чтобы он смог протянуть ручку и схватить ее. Во время этого действия нужно подставить под его ножки свою ладонь. Это станет для него своеобразной опорой, от которой он быстро научится отталкиваться. Так формируются навыки ползания.
  5. Обеспечьте ребенку постоянное общение с близкими, родными людьми. Нужно ежедневно читать ему детские стихи, потешки, петь песни, рассказывать сказки.
  6. Мама может брать на руки трехмесячного кроху и танцевать с ним: это будет развивать умение чувствовать такт и различать звуки, а также будет способствовать формированию ритма. Кроме того, такие танцевальные занятия поднимут настроение и маме, и малышу, сблизят их еще больше, будут способствовать аппетиту и крепкому сну.

К развитию собственного малыша нельзя относиться слишком безответственно и легкомысленно. Упущенное время дорогого стоит.

Поэтому нужно постараться вовремя распознать отклонения (даже если они незначительные) и либо начать полноценно заниматься ребенком, либо показать специалистам. Самостоятельные выводы делать не стоит, паниковать — тоже. Все исправимо в таком возрасте.

 Помните, что каждый ребенок индивидуален, какие-бы нормы не существовали, невозможно всех подстроить под одинаковую модель. Здоровья вашим деткам!

Источник: http://agushkin.ru/razvitie/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-3-mesyaca.html

Что должен уметь ребенок в 3 месяца, критерии физического и психического развития и игры с малышом

Развитие ребенка в три месяца: что он должен уметь?

Что в 3 месяца должен уметь ребенок, интересует молодых мам и пап. Малютка развивается строго индивидуально. Набор веса и психоэмоциональные достижения не совпадают точь-в-точь. Но существуют усредненные нормы, по которым определяется соответствие росту и развитию здорового ребенка. Их следует знать. Если по нескольким точкам одновременно происходит отставание, пора обратиться к врачу.

Педиатр проведет полное обследование, направит кроху на консультацию к профильным специалистам. Коррекция произойдет быстро и безболезненно. В дальнейшем малютка ничем не будет отличаться от сверстников.

Рост и вес малыша в 3 месяца

Рост и вес — важные показатели развития малыша. Они отражают биологическое созревание, соответствие нормальному развитию. В 3 месяца вес крохи составляет 4,5-5 кг. За третий месяц крохотуля наберет около 600 г. Рост трехмесячного малютки будет колебаться в пределах 56-57 см.

Трехмесячный малютка округляется: щечки наливаются, ручки и ножки полнеют, на тельце образуются перевязочки. При сильном отставании показателей врач изучит рацион крошки и проведет коррекцию питания (при необходимости).

Какие навыки должен иметь трехмесячный ребенок

К концу третьего месяца у малыша появляется много новых навыков. Крошка каждый день радует родителей, демонстрирует свои умения.

Члены семьи наблюдают, как развивается малютка, и соотносят его достижения с контрольными точками. При несоответствии по нескольким показателям следует обратиться к педиатру.

Двигательная активность

Это один из главных критериев оценки. Трехмесячный малыш уже достаточно укрепил мышцы спинки и шеи. Теперь он может:

  • подолгу удерживать головку вертикально (от 1 минуты);
  • переворачиваться со спинки на животик;
  • отталкиваться согнутыми в коленях ножками от горизонтальной опоры (при поддержке под мышки);
  • стремится схватить интересующий предмет.

Физическое развитие в 3 месяца приносит родителям и некоторое беспокойство. Карапуз не лежит спокойно, он начинает переворачиваться. Мамочка должна обеспечить ему безопасность, оградить от падения.

Зрение

Новорожденный младенец имеет меньшие возможности обзора по сравнению с трехмесячным крохой. Теперь малютка с интересом поворачивает головку, старается осмотреть как можно больше предметов. Держа кроху на ручках, рекомендуется показывать ему окружающие предметы и называть их. Это ускорит развитие малютки, простимулирует формирование речи.

Слух

Теперь малютка поворачивает головку в поисках источника шума. Если он слышит голос мамочки или знакомого человека, останавливает взгляд на лице говорящего. Очень полезно разговаривать с крохой, петь ему песенки, рассказывать стихи.

Эмоции и поведение

В три месяца для крохи характерно проявление комплекса оживления. При виде мамочки или члена семьи он начинает:

  • гулить;
  • улыбаться;
  • шевелить ножками и ручками.

При этом важно похвалить малютку, ласково поговорить с ним.

 Речь

Именно в три месяца начинает активно формироваться понимание речи мамы или близких людей. Но пока что малютка больше реагирует на тон, которым произносятся слова:

  • хмурится и плачет при резких высказываниях;
  • улыбается и гулит при ласковом обращении к нему.

Важно помнить: грубость и резкость при разговоре с трехмесячным крохой недопустимы.

Сознание

Третий месяц — новый этап в развитии сознания крохи. Он начинает выбирать, с кем находиться в обществе:

  • мамочка уходит — начинается плачь;
  • мама возвращается — радость и улыбка;
  • член семьи берет ребенка на ручки — радостное гуление;
  • то же делает не понравившийся малютке человек — плач.

Не следует укорять кроху за его поведение: здесь нет каприза, просто идет формирование личности.

Крупная, мелкая моторика

У 3-месячного малютки активно развиваются обе моторики. В спокойном положении кроха держит кисть расслабленной, пальчики — разведенными. Он может не только держать предмет ручками, но и ухватить протянутую игрушку. Важно при этом хвалить малютку и назвать предмет, с которым кроха играет.

В положении лежа на животике малыш сгибает ручки в локтях, разводит в стороны, поднимает головку и опускает ножки. Центр тяжести смещается, лежать становится комфортно.

Социальное развитие

Пока еще кроха не способен различать своих и чужих. В большей степени он ориентируется на интонации и улыбку на лице.

Развитие собственной речи

Именно в 3 месяца ребенок осваивает азы детского лепета. Он произносит звуки, и их уже можно различить. Явно слышатся согласные и гласные, прослеживаются горловые. Мамочка четко слышит бульканье, хихиканье, хныканье. Различаются интонации.

Тактильные ощущения и движения

Кроха начинает пробовать окружающий мир «на вкус». Он тянет в ротик все, что может ухватить. Обычно это собственные кулачки, иногда большие пальчики ножек. Но движения еще нечеткие.

Малютка активно играет с листком бумаги. Он его рвет, сминает и берет в ротик. Разрешать играть с бумажками самостоятельно запрещается.

Правильный уход за ребенком на третьем месяце жизни

Для полноценного развития крохи требуется соблюдать несложные правила ухода за ним. При выполнении рекомендаций педиатров кроха быстро осваивает навыки и радует близких достижениями.

Упражнения для самых маленьких

Для стимулирования развития мамочка должна побольше общаться с крохой. Полезно показывать ему яркие игрушки, давать их в ручки. Гимнастические упражнения укрепят мышцы и позволят скорее освоить новые навыки. Крепкий малыш быстрее начнет присаживаться и ползать.

Крохе нравятся потешки, песенки в исполнении мамы. Он готов подолгу их слушать. Помогут музыкальные игрушки: погремушки, шуршащие пакетики, развивающий коврик. Малютка не должен лениться: и мама должна помочь ему правильно развиваться.

Купание и прогулки

Для грудничка очень важно присутствие на свежем воздухе. Гулять рекомендуется 2 и более раза в сутки по 2 часа (при хорошей погоде).

Если на улице ливень, сильный ветер или просто холодно, прогулка откладывается. В 3 месяца полезно совмещать прогулки с дневным сном. Для гуляния рекомендуется выбирать парки, скверы, тенистые аллеи.

Запрещается прогуливать кроху вблизи автомобильных дорог и предприятий.

Купать кроху следует за 30-50 минут до укладывания на ночь.

Зарядка и массаж

Трехмесячный кроха нуждается в регулярных занятиях гимнастикой. Эти мероприятия укрепляют мышцы малютки. Гимнастику малыш делает вместе с мамой сразу после пробуждения, перед или после гигиенических процедур. Зарядка позволяет крохе настроиться на позитивное настроение.

Физические упражнения полезно совмещать с массажем. Обычно массаж выполняется перед купанием. Его можно выполнять и самостоятельно, но предварительно рекомендуется изучить курс у профессионального детского массажиста.

Длительность сна

Кроха в 3 месяца спит 5 раз. 4 раза приходятся на день, а последний — на ночь. особенность — малютка привыкает укладываться в строго определенные часы. Для полноценного развития рекомендуется придерживаться определенного графика. Некоторые малютки в 3 месяца спят всю ночь. Но большинство просыпаются 1-2 раза и требуют покормить их.

Выбираем игрушки для малыша в 3 месяца

3- месячный младенец с интересом рассматривает подвешенные над кроваткой погремушки, пытается дотянуться до них. Но ему необходимы и новые.

Мамочке рекомендуется приобрести:

  • развивающий коврик с музыкальными клавишами;
  • безопасное зеркало (кроха будет с интересом рассматривать свое отражение);
  • погремушки со звуковым эффектом (шуршанием, музыкой, голосами животных);
  • пластиковые игрушки с пищалками;
  • мягкий тканевый мячик;
  • тряпичные мешочки с наполнителями из крупы, пуговиц.

Важно при этом обеспечить безопасность крохи: игрушки должны быть прочными, крупными.

Развивающие игры

По сравнению с месячным, малыш подрос и окреп. Развитие 3-месячного крохи требует наличия специальных предметов. Их можно изготовить самостоятельно или купить в магазине. При этом важно соответствие игры возрасту малютки.

Перед тем как играть, родителям следует изучить инструкцию и самостоятельно проверить безопасность аксессуара.

Для зрительного развития

Лучшие друзья крохи — яркие игрушки. Он подолгу рассматривает подвешенные над кроваткой гирлянды из погремушек, пытается ухватить их ручками. Малютка активно играет на развивающем коврике. В комплект игрушки входит безопасное зеркало. Кроха любит рассматривать свое отражение.

Интересуют малыша цветные кубики с фактурной поверхностью. Для удобного хвата рекомендуется приобрести набор из ткани с липучками: предметы сжимаются под пальчиками, малютке проще удерживать их. Но играть он должен в компании мамы. Она должна называть цвета предметов, протягивать погремушки крохе, брать протянутые ей.

Для слухового восприятия

Кроха любит слушать песенки, потешки, заклички, сказки в исполнении мамочки. Очень важны тон и темп исполнения. Крайне полезна известная игра «Сорока-ворона». Это одновременно и потешка, и гимнастика для пальчиков, и массаж ладошек. При недостатке времени рекомендуется поставить аудио-диск со сказками или песенками. Малютка с удовольствием послушает и его.

Отклонения в развитии и способы корректировки

Есть контрольные показатели, от которых нельзя отмахнуться. В 3 месяца кроха обязательно должен делать определенные вещи. Следует насторожиться, если малыш не умеет:

  • держать головку (хотя бы 1 минуту);
  • фокусировать взгляд на ярких игрушках и лицах;
  • следить глазками за движущимися предметами;
  • хватать яркие погремушки;
  • реагировать на громкие звуки;
  • ощупывать свое личико.

Суммарное количество времени плача не должно в 3 месяца превышать 1 час. Если кроха плачет долго и бесцельно, следует сообщить об этом педиатру. Появление тревожных симптомов не является поводом для паники. При своевременной коррекции отставание легко устраняется.

Важно вовремя заметить недостатки и поставить в известность участкового педиатра. Врач проведет осмотр, назначит обследование у невролога, окулиста, отоларинголога, хирурга и ортопеда. Это требуется для исключения тяжелых диагнозов.

Затем последует назначение коррекционных процедур. Для избавления от отставания в развитии рекомендуется:

  1. Приобрести цветные погремушки разных размеров и формы. Их следует попеременно передвигать в медленном темпе перед глазками ребенка. Цель упражнения — помочь малышу сфокусировать взгляд.
  2. Над кроваткой для развития слуха следует повесить мобиль с несколькими мелодиями. Их требуется включать попеременно.
  3. Играть с крохой следует различными по цвету, фактуре и размеру игрушками. Требуется словами характеризовать цветовую гамму и названия предметов.
  4. Кроху требуется мотивировать к движению. Родители должны стимулировать передвижение, подложив под ножки ладонь. Перед малюткой рекомендуется разместить яркую игрушку и заставить его протянуть к ней ручку.
  5. Малыша следует почаще брать на ручки, обнимать, нежничать с ним, танцевать. С крохой требуется постоянно общаться: петь ему песенки, играть с ним.

Выполнение несложных процедур требует от мамы большого количества времени. Но при регулярном их проведении карапуз быстро догоняет сверстников. Отставание в развитии остается позади.

Источник: https://grudnichky.ru/razvitie/chto-dolzhen-umet-v-3-mesyatsa.html

Что должен уметь ребенок в 3 месяца: мальчик или девочка

Развитие ребенка в три месяца: что он должен уметь?

В педиатрии существуют критерии норм физического и психического развития детей грудного возраста. Здравомыслящие родители должны их знать, чтобы сравнить достижения своего малыша с общепринятыми.

Это важно, поскольку поможет выявить задержку развития на начальном этапе, когда своевременно принятые меры смогут полностью исправить ситуацию. Нормативы четко прописаны для каждой возрастной группы: с первого по двенадцатый месяц.

Далее пойдет речь о том, что должен уметь ребенок в 3 месяца жизни, будут приведены некоторые советы, которые помогут малышу развиваться гармонично.

Развитие к 3 месяцам

Младенец рождается с функционально незрелыми системами жизнедеятельности. Не исключение и нервная система. Развитие высшей нервной деятельности сопряжено с безупречной работой органов чувств, которые являются переносчиками информации об окружающем мире. А новая информация заставляет подстраиваться и развиваться. Как же должны функционировать анализаторы у трехмесячного крохи?

Зрительная система

Правильное функциональное развитие зрительного анализатора очень важно. Иногда глаза называют структурой головного мозга, вынесенной на поверхность. Зрение дает восемьдесят процентов информации об окружающем мире и тем самым активно стимулирует развитие нервной системы. Что должен уметь делать трехмесячный малыш:

  • фиксировать предмет бинокулярно (двумя глазами);
  • следить за перемещением взрослых в комнате;
  • наблюдать за движением крупной яркой игрушки;
  • рассматривать свои ручки.

Ручки – это начало осознания себя. Ребенок с удовольствием любуется ими, перебирая пальчиками, сжимая кулачок.

Активно помогайте крохе. В вашем арсенале должны быть зеленые, красные, синие игрушки ярких сочных оттенков. Они должны быть достаточно большими. Показывайте ребенку картинки, книжки с крупными рисунками. В комнату малыша должен хорошо попадать солнечный свет.

Цвето- и светостимуляция способствуют полноценному созреванию фоторецепторов (палочек и колбочек) сетчатой оболочки глазного яблока. Чаще носите ребенка на руках в вертикальном положении, гуляйте. Так картинка восприятия окружающей действительности будет подобна той, которую ощущает взрослый человек, стоя на ногах.

Это более информативно, нежели позиция лежа на спине.

Слуховой анализатор

Ребенок начинает слышать, находясь еще в утробе матери. В три месяца кроха:

  • негативно реагирует на громкие звуки, выражая это плачем;
  • поворачивает голову в сторону звукового раздражителя. Правда, отмечена закономерность, заключающаяся в том, что мальчики проявляют реакцию более вяло и медленно по сравнению с девочками. То же наблюдается и с моторным развитием. Как правило, карапузы-мальчишки отстают от своих сверстниц: позже начинают переворачиваться, сидеть, ползать, ходить. Ученые это связывают со стимулирующим действием женских половых гормонов — эстрагенов на структуры головного мозга;
  • положительно настроен на тихую нежную музыку. Можете включать малышу приятные мелодии, но злоупотреблять не стоит, так как это может нарушить нормальный режим сна и бодрствования;
  • любит голос мамы и папы, эмоционально на них реагирует.

Тактильное чувство

Кроха постоянно ощупывает свое тело, предметы одежды, постельные принадлежности. Развитие осязания способствует росту клеток коры головного мозга. Держите под рукой предметы из разных материалов (дерево, металл, кожа, пластик, хлопок), отличающиеся по текстуре (шероховатые, гладкие). Малыш должен трогать твердые и мягкие, теплые и холодные вещи.

Используйте кубики, шарики, конусовидные, цилиндрические, пирамидальные игрушки. Тактильное познание объемных фигур улучшает пространственное восприятие мира. Не забывайте, что трехмесячные груднички, как и все дети до 3 лет, активно используют помимо подушечек пальчиков в качестве органа осязания язык. Часто вы будете наблюдать, как ребенок сосет пеленку или завязочку от шапочки.

Следите, чтобы мелкие детали не попали в гортань.

Вкус и обоняние

Малыш отлично чувствует вкус. Он позитивно реагирует на сладкий и морщится от горького и кислого. Вкусовые рецепторы расположены не только на языке, как у взрослого человека, но и на слизистой оболочке щек и губ.

У ребенка хорошо развито обоняние. Он чувствует запах молока и легко идентифицирует маму даже без зрительного контакта. Неприятные запахи вынуждают его отстраниться.

Не забывайте о гигиенических аспектах. Уход за глазами, ушами, носом, кожей должен проводиться надлежащим образом.

Безусловные рефлексы

Малыш рождается с рядом безусловных рефлексов (автоматизмов). Некоторые из них остаются пожизненно – рефлекс глотания, моргание при прикосновении к роговице глаза, рвотный рефлекс при попадании инородного тела на корень языка.

А часть из них — проходящие (транзиторные) — они должны исчезнуть, каждый в свой срок. И если этого не происходит, то можно заподозрить задержку развития нервной системы.

К третьему месяцу должны исчезнуть следующие рефлекторные действия:

  • ребенок не должен вытягивать губы, если по ним несильно ударить пальцем;
  • малыш не развернет голову в сторону раздражителя, если прикоснуться к зоне близкой к углу рта;
  • при надавливании на ладонную поверхность кисти кроха не будет открывать рот, как делал в первые два месяца жизни;
  • когда новорожденного ставят на твердую поверхность, он упирается ножками и начинает совершать непроизвольные шаги, если его направят, теперь такой особенности вы наблюдать не будете;
  • младенец повернет голову в сторону, если его положить на живот – природная защита от удушья. Трехмесячный ребенок уже может держать голову, поэтому такой рефлекторный акт ему больше не нужен;
  • в позиции лежа на спине в конечностях не будет отмечаться напряжение мышц-разгибателей, а при положении на животе – мышц-сгибателей, как это было при рождении. Сейчас физиологический гипертонус мышц уходит, ручки и ножки расслабляются. Это необходимый процесс, он помогает ребенку учиться управлять своими движениями.

Появляется новый рефлекс если кроху расположить свободно в воздухе спинкой кверху, его голова будет занимать вертикальное положение, а спина изогнется дугой.

Рефлекторная деятельность ребенка меняется из-за усиления влияния коры головного мозга.

Нервно-психическое развитие

Психическое развитие ребенка в 3 месяца ознаменуется ярко выраженным комплексом оживления. Малыш привыкает к своим родителям, чувствует свою защищенность и привязанность к маме и папе. На теплые слова и ласковые обращения начинает давать реакцию:

  • улыбается при виде взрослых и при их попытке завязать беседу;
  • эмоционально реагирует на свои новые успехи;
  • начинает гулить (ворковать) – звуки исходят из задней части ротовой полости.

Это первый этап речевого развития у детей, которое заканчивается к четырем годам, когда слова становятся понятными на сто процентов. Вербальные навыки ребенка в 3 месяца могут быть более прогрессивными.

Некоторые малыши уже умеют лепетать – произносить отдельные гласные и согласные звуки с разной интонацией. Но не расстраивайтесь, если пока этого не произошло.

Говорить о том, что имеется задержка речевого развития (ЗРР) пока рано.

Вы можете помочь трех месячному крохе осваивать вторую сигнальную систему полноценно. Чаще общайтесь с ним. Пойте детские песенки, рассказывайте развивающие стишки, потешки, прибаутки с дублированием слов и слогов.

Копируйте звуки малыша, и он станет повторять за вами. Таким образом мы развиваем грудничка и упрочняем социальную связь с ним, что имеет колоссальное значение в формировании высшей нервной деятельности.

То, что умеет ребенок в 3 месяца, напрямую зависит от вас.

Моторные функции

Движения малыша становятся менее хаотичными, приобретая закономерность и подконтрольность. Что умеет делать ребенок в 3 месяца:

  1. Держит голову, сидя на руках у взрослого.
  2. Пытается взять предложенный нетяжелый предмет (соска, погремушка) и удерживает его некоторое время.
  3. Переворачивается набок. Если ваше чадо пока не стремится справиться с этой задачей, простимулируйте его. Поместите перед лицом малыша яркую игрушку. Как только убедитесь, что она находится в зоне внимания, медленно переместите увлекательную вещь и положите слева или справа от ребенка на уровне его глаз. Это подтолкнет кроху повернуться вслед за предметом. Будьте бдительны: нередко малыши осваивают этот навык, находясь без родительского надзора, и могут упасть. 
  4. Лежа на животе, удерживает голову вертикально и пытается опереться на предплечья. Этот навык разовьется быстрее, если ребенка постоянно выкладывать на живот. При этом нужно не забывать развлекать кроху, чтобы занятие не было утомительным. Используйте крупные картинки, музыкальные игрушки, также для этой цели подойдут специальные развивающие коврики.
  5. Пытается или умеет переворачиваться на животик. Пробуйте малыша этому научить. В положении на спине осторожно согните одну из ножек. Заведите ее над другой ногой таким образом, чтобы коленка была близка к поверхности. Находясь в таком неудобном положении, кроха постарается оказаться на животе.
  6. Тянется рукой за интересующей вещью и пытается взять, хотя ладошка может оставаться не до конца сомкнутой.
  7. Крутится в своей кроватке. Очень часто, оставив ребенка у изголовья, вы будете обнаруживать его в середине спального места, да еще поперечно направленного. Не забывайте о безопасности грудничка, не кладите его на опасные поверхности без бортов.

Важность сна

Правильное развитие органов чувств благоприятствует оптимальному развитию нервной системы. Но не менее важной стороной вопроса является оптимизация режима сна.

Недостаточный сон становится причиной вялости ребенка, плаксивости, способствует задержке нервно-психического развития. Малыши на грудном вскармливании чаще просыпаются по ночам, так как эвакуация молока из желудка происходит быстрее искусственной смеси.

Будет неплохо, если кроватка крохи будет стоять рядом с вашей, чтобы в случае пробуждения вы могли его быстро усыпить.

Некоторые считают, что на животе дети спят дольше, реже просыпаются ночью. Такая поза уместна, если малыш часто срыгивает. Однако такой сон требует постоянного наблюдения за ребенком. Никакие предметы не должны мешать дыхательным путям.

Формируйте ритм дневного сна. Засыпание малыша через равные промежутки времени будет удобно как для него самого, так и для вас. Это поможет спланировать свою деятельность в то время, пока ребенок спит.

Если у малыша остаются проходящие рефлексы, существует подозрение на то, что органы чувств работают неполноценно, а психо-моторные функции не развиваются, это насторожит курирующего педиатра.

Вероятнее всего, он назначит дополнительные методы обследования, консультацию невролога и других необходимых смежных специалистов. Но не стоит переживать, если ребенок пока не освоил лишь некоторые навыки. Возможно, это его индивидуальная особенность.

Соблюдайте все рекомендации и назначения врача, выполняйте все процедуры и делайте массажи. Это поможет крохе быстрее догнать своих ровесников.

Источник: https://pups.su/vospitanie/chto-dolzhen-umet-v-3-mesyatsa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.